должная осмотрительность при проверки деловой репутации

   Ни в одном законе не написано, что такое деловая репутация и какой она должна быть. Зато в судах все чаще контролеры указывают, что она не такая, как нужно. Такой аргумент инспекторам на местах подсказала ФНС России.

    В письме от 16.03.15 № ЕД-4-2/4124 налоговое ведомство указало, что юридическим лицом является организация, которая имеет в собственности имущество, может нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ). Компания должна удостовериться в правоспособности юридических лиц, являющихся участниками сделок, и надлежащих полномочиях руководителей данных юридических лиц (в их праве заключать и подписывать договоры). При заключении сделок налогоплательщику нужно убедиться в том, что его контрагент соответствует таким условиям.

    При этом контролеры считают, что получения выписки из ЕГРЮЛ недостаточно. Так как она доказывает только факт его государственной регистрации и не подтверждает должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента. Нужно проверить еще его деловую репутацию. А вот как это делать, прописано в Двенадцатом критерии самостоятельной оценки рисков, приведенных в приложении 2 к Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@. В частности, нужно проверить, есть ли у контрагента свой сайт, рекламирует ли он свои товары, по каким ценам продает свою продукцию и т. п.

    Практика показывает, что налоговики не всегда подробно описывают признаки плохой деловой репутации. Как правило, они обосновывают ее более стандартными доводами — это создание контрагента незадолго до заключения сделки, отсутствие условий для осуществления реальной деятельности, контрагент не находится по юридическому адресу, фактическое местонахождение не установлено, партнер сдает нулевую отчетность и т. п. Если компании будет нечего возразить, то суд поддержит контролеров (постановление ФАС Уральского округа от 08.05.14 № Ф09-1568/14, оставлено в силе определением Верховного суда РФ от 09.09.14 № 309-КГ14-980).

    Вывод: О подтверждении хорошей деловой репутации своего контрагента компании безопаснее позаботиться заранее. Можно сделать скриншот его сайта, приложить к договору его рекламные листовки, сохранить коммерческое предложение с указанием действующих цен.

    Кроме того, к договору безопаснее прикрепить отчет менеджера, который провел исследование и нашел наиболее выгодного партнера. Чем больше будет таких доказательств, тем больше шансов, что суд поверит в то, что компания проявила должную осмотрительность.