Помимо детализированных прав граждан и юридических лиц в отношении права собственности, в Российской Федерации право владения и распоряжения имуществом различается для государственных организаций.
Право собственности на публично-правовые субъекты — что это означает и какие правовые аспекты применимы к имущественным правам этих субъектов?
- Публично-правовые образования
- Право собственности
- Имущественные права государственных публично-правовых образований
- Собственность муниципальных публично-правовых образований
- Управление публичной собственностью
- Передача прав собственности публично-правовых образований
- Особенности приобретения земельных участков
Публично-правовые образования
Понятие народного образования (ДОП) часто встречается в законодательных актах, но его толкование часто неоднозначно.
Действительно, этот термин используется в Гражданском и Бюджетном кодексах Российской Федерации для разъяснения аспектов участия ОПП в гражданско-правовых отношениях, но не имеет четко выраженной формулировки.
В юридической практике под субъектами публичного права понимаются отдельные субъекты Российской Федерации.
Согласно статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации в перечень субъектов гражданского права входят не только граждане и юридические лица, но и государство.
Субъекты гражданско-правовых отношений делятся на разные категории:
- Государство (Российская Федерация);
- Субъекты РФ:
- республики;
- автономные округа;
- автономные округа;
- края;
- площадь;
- город федерального значения.
- Муниципальные образования (городские или сельские поселения и иные территориальные единицы, предусмотренные статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Каждый из субъектов, перечисленных в территориальном, юридическом, правовом и конституционном порядке, имеет специальный публичный статут и считается субъектом публичного права.
Право собственности
Статья 212 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет ОПП право собственности в той же мере, что и другим субъектам, если иное не предусмотрено законом.
Право собственности, управления и распоряжения активами физических лиц признается и защищается Конституцией, если они удовлетворяют нескольким условиям:
Родовые отношения публичных юридических лиц регулируются так же, как и гражданские и юридические лица.
Что является собственностью публичных юридических лиц, понятным языком и по каким правилам она устанавливается? В соответствии с п. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации под определением понимается имущество (объекты гражданских прав), принадлежащее государственным субъектам.
В определении прав собственности существует строгая иерархия. Право собственности на территории Российской Федерации (в ее составе и в субъектах Российской Федерации), а также в муниципальных образованиях возникает на основании Федерального закона от 27.07.2012 г. 52-ФЗ от 30.11.1994 и ст. 218 ГК РФ.
Имущественные права государственных публично-правовых образований
Правовые основы права государственной собственности закреплены в ст. 214 ГК РФ. Согласно законодательству, государственная собственность — это актив, который:
Имущественные права государственных публичных юридических лиц передаются унитарным предприятиям и учреждениям. В обязанности предприятий входит владение, управление, пользование и отчуждение государственного имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (статьи 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В список также входит казначейство, которое состоит из средств федерального бюджета и бюджетных средств (казны) субъектов Российской Федерации.
Государство вправе владеть всеми видами федерального имущества, в том числе ограниченным и изъятым из обращения.
Имеются многочисленные объекты гражданских прав, закрепленные за государственными образованиями публичного права Постановлением Вооруженных Сил РФ от 27.07.2012 г. 3020-1 от 27 декабря 1991 г. (и от 24 декабря 1993 г., в дальнейшем Регламент*).
К федеральной государственной собственности относятся следующие объекты:
Перечисленные объекты изъяты из обращения и не могут принадлежать физическим или юридическим лицам. Государство вправе распоряжаться активами в соответствии со своими потребностями с учетом выгод заинтересованных сторон.
Собственность муниципальных публично-правовых образований
Форма муниципальной собственности регулируется ст. 215 ГК РФ. Имущественные права этого субъекта гражданских правовых отношений распространяются на объекты гражданских прав, принадлежащие публично-правовым образованиям на основе права муниципальной собственности.
Право собственности передается муниципальным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (статьи 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Постановление * относит к собственности муниципальных публично-правовых субъектов, находящихся в ведении местной исполнительной власти, следующие объекты:
Имущество также состоит из средств местного бюджета и других средств, не распределенных между муниципальными учреждениями и предприятиями (муниципальная казна).
Управление публичной собственностью
Как и любая собственность, собственность публично-правовых субъектов может использоваться в интересах собственника. Осуществление имущественных прав происходит через участие этих лиц в гражданско-правовых отношениях (статья 124 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Управление недвижимостью осуществляется в соответствии со ст. 125 ГК РФ и осуществляется в следующем порядке:
- Управление федеральным имуществом. Права управления объектами, находящимися в собственности государственных публично-правовых субъектов (ФР и субъектов ФР), осуществляются органами федерального правительства (статьи 71-73 Конституции ФР).
- Управление муниципальным имуществом. Права управления активами муниципальных операторов почтовой связи общего пользования осуществляются местными администрациями и лицами, компетенция которых соответствует требованиям ст. 125.
Поскольку имущественные права государственных и муниципальных ОПО основаны на принципе разделения собственности, эти субъекты не несут ответственности по взаимным обязательствам (ст. 126 ГК РФ).
Передача прав собственности публично-правовых образований
Согласно ст. 217 ГК РФ имущественные права государственных и муниципальных собственников могут переходить к гражданским и юридическим лицам. Особенно часто это право интересует потенциальных землевладельцев.
Передача объектов осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации. Приватизация ограничена для некоторых юридических лиц и некоммерческих организаций.
Помимо земли в рамках приватизации возможно приобретение:
Как можно передать собственность публичных юридических лиц частным лицам и как купить землю? Порядок приобретения и прекращения собственности субъектов государственного и муниципального публичного права регулируется соответствующими статьями Гражданского и Земельного кодексов (если иное не предусмотрено законодательством).
Особенности приобретения земельных участков
Гражданско-правовые отношения в отношении такой части собственности публично-правовых субъектов, как земля, также регулируются Земельным кодексом.
В 2021 году права на государственную или муниципальную землю могут быть приобретены в следующем порядке:
Чтобы убедиться, что земельный участок находится в собственности публично-правового органа, необходимо на кадастровой карте Росреестра найти земельный участок без построек, но сформированный в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ (ст. 11.
Если информация на электронном ресурсе не соответствует действительности, точную информацию можно получить при запросе выписки из ЕГРН.
Имущественное право публичных юридических лиц четко регулируется законодательством Российской Федерации. Право собственности на ОПЗ является собственностью государства, его субъектов и муниципалитетов, которой собственники имеют право распоряжаться в интересах общественно-территориального коллектива.
Порядок обращения с публичными объектами гражданско-правовых отношений в Российской Федерации определяется Гражданским и Земельным кодексами, а также соответствующими нормативными актами.