Сегодня производители автомобилей предлагают покупателям не только огромный ассортимент моделей автомобилей, но и разные типы трансмиссий: автомат механическую, роботизированную, вариаторную. Если первые два типа знакомы практически всем водителям и робот не так распространен, то вариаторная коробка передач вроде бы всем знакома, но не до конца изучена. Эта трансмиссия далеко не новая, раньше в отечественных автомобилях не встречалась, но в зарубежном автопроме уже давно используется. Попробуем подробнее разобраться, что это такое — вариатор (коробка передач) на авто.
Основные принципы работы вариатора
Основное отличие этой трансмиссии — плавное изменение передаточного числа. Бесступенчатая регулировка позволяет передавать усилие от силовой установки на ведущие колеса с максимальной точностью. Как правило, на автомобили устанавливают два типа вариаторов: тороидальный или клиноременной.
Второй тип устройства работает со специальным ремнем, установленным между шкивами. Первый шкив — передний и имеет прямое соединение с силовым агрегатом, второй — зависимый, обеспечивает передачу на колеса. Коробки первого типа встречаются довольно редко; производители предпочитают устанавливать на автомобили клиноременные передачи.
Работа клиноременного вариатора
Принцип работы вариатора следующий: при разгоне автомобиля обеспечивается максимальный уровень тягового усилия. В этом случае половинки главного шкива начинают расходиться, их форма коническая, а в точке соприкосновения диаметр будет минимальным. Половинки зависимого шкива, наоборот, плотно прилегают друг к другу, это обеспечивает наибольший диаметр в точке соприкосновения ремня с деталями. При такой работе нагрузка на двигатель автомобиля минимальна.
По мере ускорения автомобиля передаточное число начинает понижаться. Это помогает уменьшить тягу, но увеличивает частоту вращения коленчатого вала. В этом случае половинки главного шкива начинают отдаляться друг от друга.
При большем диаметре главного шкива и меньшем диаметре ведомого шкива второй будет делать больше оборотов, а первый — только один. В результате частота вращения будет максимальной, а нагрузка на двигатель значительно возрастет. Именно за счет изменения размера появляется возможность бесступенчато изменять передаточное число.
Работа тороидного вариатора
Немного иначе работает тороидальный привод. В нем передача силы осуществляется посредством роликов, которые прижимаются к деревьям. Они имеют тороидальную форму и расположены на единой оси.
Изменение числа передач осуществляется изменением положения роликов. Когда их положение обращено к коленчатому валу, достигается максимальная сила тяги. Форма приводного вала дает наименьший размер диаметра в точках контакта с роликом, а зависимый, наоборот, дает наибольший диаметр.
При уменьшении числа шестерен и увеличении скорости вращения ролики вращаются навстречу главному валу, а диаметры при контакте меняются.
Преимущества коробки CVT
Принцип работы вариатора позволил производителю добиться довольно значительных результатов. Основные преимущества этой трансмиссии:
Недостатки CVT
Преимущества вариатора очевидны, но у российских водителей такие автомобили пока не пользуются особой популярностью. В большинстве случаев при покупке машины они опасаются вариаторов. К недостаткам такой трансмиссии можно отнести моно:
В итоге получается, что выбрать автомобиль с вариатором может только полностью информированный водитель со своими характеристиками, плюсами и минусами.
Эксплуатация вариатора
Вождение автомобиля с вариатором понравится тем водителям, которые предпочитают автоматическое управление. Если после механики сесть в машину с такой коробкой передач, можно надолго к ней привыкнуть. Во-первых, это всего 2 педали, а не 3. Во-вторых, нет необходимости постоянно переключать передачи.
Рычаг переключения передач имеет следующие режимы:
Какие авто имеют вариатор
В основном вариаторы устанавливаются на японские и немецкие автомобили. Производители часто дают этим автомобилям собственное название:
По мнению специалистов, для российского климата больше подходят автомобили японских производителей, оснащенные коробкой передач вариатора. Но выбирать в пользу такой машины следует достаточно осторожно. Если водитель предпочитает двигаться в ускоренном темпе по городу или любит безрассудно, машина его быстро подведет. Вариатор не терпит растерянности и агрессии, коробка меняется плавно, поэтому нужно время, чтобы приспособиться к другому темпу работы. При этом стоит учитывать при выборе автомобиля и тот факт, что в небольших городах практически нет специалистов, которые помогут вам отремонтировать машину. Также существует проблема с запчастями из-за того, что вариатор не устанавливается на большинство автомобилей, магазины редко покупают запчасти такого типа. В случае поломки придется долго искать нужную запчасть или даже заказывать.
Каждый водитель вправе самостоятельно выбрать тип трансмиссии для своего нового автомобиля. Главное понимать характеристики каждого типа и принципы работы коробки передач, чтобы в дальнейшем не было проблем!
Если у вашего автомобиля проблемы с катализатором, вы можете обратиться в автомастерскую по ссылке DKstyle.ru, мастерская в Красноярске выполняет работы по удалению катализаторов, ремонту выхлопных систем, изготовлению выхлопных систем, сдаче на тюнинг выхлопных систем и ремонту глушителя.