Привет! «Федеральный закон № 117 о системе накопительной ипотеки» (Закон о военной ипотеке) — тема нашего сегодняшнего заседания. Из этого поста вы узнаете о текущем обзоре, истории документа, а также о комментариях экспертов к популярным статьям.
Текущая редакция, история документа, изменения
Российская Федерация — правовое и социальное государство, одной из основных задач которого является социальная защищенность граждан. Для этого приняты многочисленные законодательные акты (например, ФЗ 166 или ФЗ 165 и т.д.). Вопросы социального обеспечения также касаются военных.
Одна из самых сложных проблем в Вооруженных силах Российской Федерации — обеспечение жилищных условий военнослужащих. Для решения этой проблемы государство разработало определенный механизм и систему.
В основе этого механизма лежит конкретный законодательный акт — Федеральный закон от 25.07.2012 г. 117 по накопительной ипотечной системе. Он был принят в 2004 году. Но начал применяться с начала следующего года. Этот законодательный акт предусматривает порядок и правила предоставления жилья военнослужащим, зарегистрированным в относительном реестре.
Предпосылкой для принятия этого закона стал федеральный закон «О статусе военнослужащих». Этот правовой акт не только регулирует перечень лиц, которые считаются военнослужащими, но и устанавливает обязанность государства обеспечивать военнослужащих жильем. В то же время аналогичным правом обладают и члены семьи военнослужащих.
Законодательство меняется очень часто. Этот закон, в который время от времени вносились поправки и дополнения, не является исключением. За время действия в данный нормативный акт вносились изменения 17 раз. Однако в 2015 году было внесено всего 3 изменения. Столько же изменений было внесено в прошлом году.
Последнее изменение в этот закон было внесено в марте этого года. На данный момент актуальная версия документа с последними изменениями от 07.03.2017. В настоящее время он состоит из 7 глав и 36 статей.
Общие моменты
Как правило, первая глава закона, как правило, содержит общую информацию и предусматривает используемые в ее тексте понятия. Федеральный закон «О сберегательно-ипотечной системе» не исключение.
Первая глава состоит из 3 статей и содержит определение следующих понятий:
- НИС — это совокупность определенных правоотношений, основной целью которых является обеспечение реализации права на жилище военнослужащих;
- Накопление — это понятие также включает три элемента: взносы (деньги, которые перечисляются из государственного бюджета), доход, полученный в результате инвестирования этих взносов, переданный соответствующему учреждению на основании договора доверительного управления, и полученные займы из других источников, предусмотренных действующим законодательством;
- участники НИС могут быть подрядчиками и должны быть внесены в соответствующий реестр (для этого требуется соответствующий приказ);
- сберегательный счет: счет, содержащий информацию обо всех сбережениях;
- целевую ссуду на недвижимость можно охарактеризовать как средства, предоставляемые военнослужащим в соответствии с положениями настоящего законодательного акта. Заемные деньги могут быть предоставлены как на возвратной, так и на безвозмездной основе;
- реестр участников системы ведется уполномоченными уполномоченными государственными органами — Министерством обороны Российской Федерации.
Это были основные понятия, предусмотренные указанным нормативным актом.
Как устроен НИС
Накопительная ипотечная система (далее НИС) состоит из нескольких элементов. В частности, военные могут реализовать право на жилище с помощью следующего механизма:
- открытие личного сберегательного счета;
- сэкономить на этом счете;
- получить адресную ссуду;
- производить выплаты на основании соответствующего решения уполномоченного органа о пополнении суммы сбережений. Для расчета этих выплат вам потребуется заказ в уполномоченном органе. Кроме того, эта сумма равна сумме денег, которую солдат мог получить до даты, когда стаж военной службы составлял бы 20 лет. Эти выплаты могут производиться как участникам НИС, так и их родственникам или членам семьи в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Поскольку источником сбережений является федеральный бюджет, их размер определяется ежегодно путем принятия конкретного законодательного акта. При определении их размера учитываются следующие факторы:
- сумма перечисленных взносов за предыдущий год;
- уровень инфляции;
- прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на ближайший год.
Как свидетельствует соответствующее постановление Правительства Российской Федерации, уполномоченный государственный орган должен вести учет взносов. Бухгалтерский учет должен вестись с первого числа следующего месяца и при открытии счета до дня его закрытия.
Как гласит закон, средства, депонированные на сберегательном счете, принадлежат Российской Федерации, а не конкретным военным. Они не могут быть переведены на баланс субъектов Российской Федерации. Кроме того, они не могут быть предметом залога.
В этой системе все большее значение приобретают государственные органы, наделенные определенными полномочиями. Среди них особое место занимают те государственные органы, в которых граждане проходят военную службу. Их полномочия включают следующее:
- формирование и ведение реестра обслуживающих их участников НИС;
- направление уведомлений в уполномоченный государственный орган об изменении места работы конкретного участника НИС;
- предоставить соответствующему государственному органу информацию о количестве участников НИС для доработки Закона о федеральном бюджете;
- отправлять уведомления участникам НИС об их включении или исключении из реестра НИС;
- в случаях, предусмотренных действующим законодательством, осуществление надлежащих выплат военнослужащим или членам их семей.
Уполномоченный федеральный орган также имеет определенные полномочия (как сказано в постановлении правительства, это Минобороны РФ). В частности, уполномоченный государственный орган наделен следующими полномочиями:
- получение бюджетных ассигнований на формирование соответствующих взносов;
- учет сберегательных счетов;
- провести оферту для депозитария, а также заключить соответствующий договор;
- оформление и выдача кредита и тд
В системе государственных органов инвестиционный совет по сбережениям занимает важное место. Именно этот орган осуществляет контроль за порядком инвестирования средств. В состав этого органа входят представители СРО, работающих в сфере ценных бумаг, других общественных организаций и государственных органов.
Использование сбережений
В Федеральном законе «О сберегательно-ипотечной системе» четко прописаны порядок и инструкции по использованию средств, накопленных на счетах военнослужащих. Как видно из законодательных формулировок, эти средства могут быть использованы для следующих целей:
- покупка дома, квартиры или другого жилища;
- покупка земельного участка, на котором расположен жилой дом и который необходим для использования этого дома;
- уплата суммы первоначального взноса по военной ипотеке (на условиях, предусмотренных законом о регистрации военной ипотеки) или при подаче заявления о получении иного кредита на приобретение жилья;
- оплата части запрашиваемой суммы при участии в долевом строительстве;
- погашение ипотечной ссуды.
Все это цели использования сбережений. Но помимо этого, в законе есть еще некоторые условия. Например, солдат может использовать эти средства только по прошествии 3 лет с момента начала его участия в НИС. Кроме того, следует помнить, что купленная недвижимость или земля становятся предметом гарантии.
Закон также регулирует случаи, когда участники НИС состоят в браке. Они могут заключить договор целевого кредита отдельно. При этом каждый из них должен быть членом НИС не менее 3 лет, а то, что приобретено за счет заемных средств, становится объектом их совместной собственности.
Типовая форма кредитного договора, а также порядок и правила обращения за ипотечной ссудой предусмотрены соответствующим законодательным актом (Распоряжением Правительства Российской Федерации).
Уполномоченный государственный орган предоставляет адресную ссуду на период прохождения гражданской службы гражданином. В течение этого периода кредит считается беспроцентным.
Также законом предусмотрен порядок возврата целевого кредита. В частности, его возмещение производится уполномоченным государственным органом при возникновении причин, предусмотренных действующим законодательством. В качестве таких причин можно привести:
- продолжительность военной службы составляет 20 лет и более;
- солдат был уволен, но прослужил не менее 10 лет;
- военнослужащие достигли максимального возраста службы;
- невозможность выполнять свои обязанности из-за проблем со здоровьем.
Если солдат мертв или объявлен мертвым или пропавшим без вести, то в этом случае члены его семьи могут получить сумму профинансированных взносов.
Если военнослужащий покинул службу раньше положенного срока без наличия причин, предусмотренных действующим законодательством, он должен вернуть сумму ежемесячных выплат, уплаченных уполномоченным государственным органом. В такой ситуации составляется соответствующий график, а срок погашения всей суммы долга не может превышать 10 лет.
Вложение сбережений
Как было сказано выше, средства на сберегательных счетах участников НИС также состоят из инвестиционных активов. Федеральный закон о НИС тщательно регулирует порядок и направления вложения средств в сбережения. Закон гласит, что накопленные средства можно инвестировать только в направлениях, указанных в этом нормативном акте.
Это включает:
- ценные бумаги Российской Федерации или субъектов Российской Федерации;
- акции иностранных или российских эмитентов;
- вклады, открытые в кредитных учреждениях;
- ценные бумаги с ипотечным покрытием и т д
Закон запрещает использование сбережений для покупки ценных бумаг, выпущенных управляющими компаниями, кредитными учреждениями или другими организациями, с которыми заключен договор об оказании услуг. Кроме того, запрещено инвестировать в те организации, которые были объявлены банкротами или против которых возбуждено производство по делу о несостоятельности. Основная цель таких запретов — обеспечить сохранность сбережений военнослужащих.
Для вложения денежных средств заключается договор доверительного управления. Учредителем в данном случае является Российская Федерация, от имени которой действует уполномоченный государственный орган. Именно он организует конкурс и выбирает подходящего менеджера для заключения сделки. Доверительным управляющим может выступать индивидуальный предприниматель или специализированная организация, имеющая разрешение на осуществление такой деятельности.
Доверительный управляющий, в свою очередь, должен вести дела и вкладывать средства в соответствии с условиями заключенного договора. При этом они должны соответствовать всем перевязкам, установленным действующим законодательством.
Зарезервированный круг:
- должен вести реестр управляемых средств;
- не может проводить операции, противоречащие положениям действующего законодательства;
- должен осуществлять деятельность лично;
- он не может заключить договор залога вверенного ему имущества или передать его третьим лицам.
Вы должны знать, что доход, полученный в результате инвестиций, не принадлежит доверительному управляющему и не может свободно им распоряжаться. Но при этом он имеет право на получение определенного вознаграждения за свою деятельность, размер которого и порядок выплаты устанавливаются договором, заключаемым с уполномоченным государственным органом.
Срок договора с менеджером составляет не более 3 лет. Но его тоже можно продлить. В законе изложены причины досрочного прекращения действия данного соглашения. Например, контракт может быть расторгнут до истечения крайнего срока, если доверительный управляющий объявлен банкротом или если его полномочия на осуществление такой деятельности аннулированы.
Регулирование, контроль и надзор за НИС
Регулирование НИС осуществляется как законодательством, так и соответствующим статутом (например, постановлением, постановлением правительства и т.д.). Однако основным законодательным актом, регулирующим данную сферу правоотношений, является Федеральный закон № 117.
Законодательным актом также предусмотрен перечень уполномоченных органов, наделенных контрольными и надзорными функциями по данному вопросу. В частности, Министерство обороны Российской Федерации как уполномоченный государственный орган наделено определенными контрольными функциями.
Деятельность доверительного управляющего контролируется Центральным банком Российской Федерации. Важную роль в этой системе играют советы по вложению сбережений.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что на законодательной базе созданы все необходимые основы для реализации права военнослужащих на получение жилья. Конечно, для реализации этого права особое значение имеет государственная помощь. Но для его получения гражданин должен достойно выполнить свои воинские обязанности, предусмотренные соответствующим соглашением. В остальных случаях солдат лишается возможности получать социальную помощь.
Подробнее о том, что такое военная ипотека, вы узнаете из следующего поста. Рекомендуем ознакомиться.
Если вам необходима юридическая поддержка в реализации вашего права на господдержку, рекомендуем записаться на бесплатную консультацию к нашему юристу по специальной форме.
Мы с нетерпением ждем ваших вопросов и будем благодарны за нажатия кнопок социальных сетей и оценку этой статьи.