Земля — одно из основных природных богатств человечества. Он пространственно ограничен, абсолютно неликвиден и практически невозобновляемый.
Состояние земельного фонда в России находится под строгим контролем, который отслеживает использование земель, нарушение их целевого использования, состояние ресурсов и изменение качества земель под влиянием антропогенного воздействия.
Государственный мониторинг земель является частью общего экологического мониторинга, с помощью которого оцениваются количественные и качественные характеристики показателей земельного фонда.
Мониторинг позволяет не только защитить окружающую среду от негативных воздействий, но и исправить уже существующие в земельном фонде страны негативные процессы.
Что такое мониторинг земель?
Государственный земельный мониторинг — это система наблюдения, прогнозирования и оценки, цель которой — получение достоверной информации о состоянии земельного фонда страны. Это часть государственного экологического мониторинга.
Это определение регулируется законом. Вместе с другими основными характеристиками этого понятия он содержится в ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земля — главный ресурс страны, от которого зависит не только благополучие всего общества, но и развитие всех секторов экономики страны. У земли есть особые критерии ее полезного использования, такие как плодородие почвы.
Если мы говорим об оценке земель сельскохозяйственного назначения, то этот показатель более точно отражает состояние земельного фонда и перспективы развития компании.
Само понятие мониторинга означает, что земля находится под постоянным наблюдением. Постоянный мониторинг регулярно выявляет соответствующие данные, которые фиксируются в соответствующих документах, на основе которых впоследствии разрабатываются национальные программы, проекты или новые правила.
Объектами мониторинга являются земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации без каких-либо ограничений.
Задачи мониторинга
Закон о земле также регулирует задачи государственного земельного мониторинга, его основные задачи. В задачи государственного управления землей входит, в частности, согласно ст. 67 ТК РФ:
Информация о результатах государственного мониторинга является общедоступной и открытой.
Эту информацию может узнать кто угодно. Он систематизирован и хранится в фонде данных государственного экологического мониторинга страны.
Каждый объект исследования и оценки имеет особый набор показателей, отражающих его состояние и использование в виде качественных или количественных характеристик.
Кто проводит государственный мониторинг земель, зависит от категории рассматриваемого объекта. Вся земля в стране разделена на определенные категории и виды разрешенного использования.
Все земли, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, находятся в ведении Росреестра в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.07.2012 г. 457.
Земли сельскохозяйственного назначения и иные категории, используемые для нужд сельского хозяйства, контролируются в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2012 г. 101 об обеспечении плодородия этой категории земель.
Виды мониторинга земель
Земельный кодекс Российской Федерации гласит, что мониторинг почв подразделяется на мониторинг землепользования и мониторинг состояния почвы.
Первый контролирует целевое использование земель, второй — оценку их количественных и качественных показателей.
В рамках мониторинга состояния почвы также оценивается загрязнение и грязь почв, их деградация и последствия негативного воздействия на окружающую среду.
Конечно, это не единственная существующая классификация видов государственного мониторинга. Кроме того, это понятие можно разделить на следующие виды мониторинга:
Мониторинг может быть введен специальной государственной или региональной программой даже в отношении только определенной категории земель.
Причинами утверждения программы мониторинга может быть общее снижение плодородия сельскохозяйственных почв, их деградация и упадок.
Для чего нужен мониторинг земли?
Мониторинг территории в основном необходим для проверки состояния окружающей среды, в которой проживает население. Человечество давно находится на грани катастрофы: мусор разлагается с трудом, лесные фонды незаконно вырубаются, последние несколько особей редких животных погибают.
Земля — это общее благо, благодаря которому человечество выживает, выращивает растения, пасет скот. Если не проверять состояние земельного фонда, можно быстро потерять запасы почвы, ухудшить качество почвы.
Мониторинг территории касается, в частности, сельскохозяйственных угодий, которые обеспечивают население постоянным продовольствием. Кроме того, во время приватизации необходим мониторинг.
Перед тем, как зарегистрировать право собственности на сайт, необходимо получить подробную информацию о нем. Невозможно представить эффективную систему землеустройства без постоянного мониторинга.
Порядок государственного мониторинга территории установлен Приказом Минэкономразвития России № 852 за 2014 год.
Систематизация кадастровых данных позволяет эффективно и полностью оценить общую ситуацию в стране, оперативно получать интересующую информацию и сделать эту информацию доступной для населения.
В России много земель, и многие из них еще не освоены, что необходимо исправить, а доступность земли для всех должна быть улучшена.
Порядок ведения мониторинга земли в 2021 году
Федеральная служба земельного кадастра уполномочена проводить государственный мониторинг земель.
В процессе своей деятельности он постоянно взаимодействует с другими федеральными и региональными органами власти.
Все процедуры оценки проводятся по единой системе показателей. Показатели регулируются нормативной, технической и методической документацией.
Ключевые показатели мониторинга
Все объекты оценочной деятельности описываются рядом специальных индикаторов. Показатели мониторинга разделены по типу выполняемой процедуры. Индикаторы для мониторинга землепользования и индикаторы для мониторинга состояния почв выделены отдельно.
Поэтому мониторинг землепользования определяется следующими общими для всех индикаторами:
Показатели состояния почвы делятся, в свою очередь, на две категории: качественные и количественные. Первый характеризует все признаки, отражающие состояние земли, второй — четкие значения.
Качественные показатели состояния почвы должны включать:
При закреплении показателей качества предусмотрена расшифровка, относящаяся к степени повреждения почвы. Степень может быть легкой, средней, сильной или очень сильной.
Количественными показателями для мониторинга состояния земли являются:
Все измерения показателей проводятся последовательно, относительно показателей базовых и нормативных значений. Показатели территориального мониторинга могут быть выражены как в абсолютных, так и в относительных величинах оценки.
По результатам мониторинга составляются прогнозы и рекомендации, где помимо таблиц с измеренными значениями показателей указываются различные карты и диаграммы, наглядно демонстрирующие результаты исследования.
Методы и способы оценки земли
Для проведения мониторинга нужно использовать большое количество специального оборудования, с помощью которого можно быстро получить необходимую информацию о состоянии земли.
Для мониторинга земель используются следующие источники информации:
Главное, чтобы методы и способы получения информации на местах были абсолютно надежными. Использование большого количества источников позволяет сравнивать полученные данные и оценивать состояние Земли с различных призм восприятия.
Мониторинг земель был создан не только для систематизации данных о существующих почвах, но, прежде всего, для выявления влияния человека на изменения в почвенных ресурсах. Человек — главный эксплуататор земли, субъект, способный как улучшить показатели плодородия, так и ухудшить их.
Влияние человека оказывает огромное влияние на процессы, происходящие в земельных фондах. Все негативные воздействия не только пресекаются мониторингом, но и оперативно доставляются в виде документированных данных в государственные органы, осуществляющие экологический контроль.
Это, в свою очередь, устраняет последствия негативного антропогенного воздействия на землю и создает превентивные меры для защиты других участков земли от этого воздействия.
Территориальный мониторинг — это полная и постоянная проверка состояния земельных фондов страны. С помощью мониторинга не только проводится оценка качества использования земель по целевому назначению, но и выявляются факты незаконной эксплуатации и негативного антропогенного воздействия на ценные ресурсы территории.