Чаще всего конфликты возникают между работодателем и его работником на почве трудовых отношений. И не всегда удается мирно разрешить такой спор, не обращаясь в сторонние контролирующие органы. Что делать и почему это происходит?
Чаще всего причиной конфликта является нарушение руководителем предприятия интересов и прав сотрудников. В нашей статье мы расскажем, куда сообщить работодателю и как это сделать. С нами вы узнаете, как восстановить справедливость и отстоять свои законные права.
Причины обращений
Любое нарушение трудового законодательства — повод обратиться в государственные контролирующие органы. Жалобу на работодателя может подать работник предприятия на основании статьи 356 ТК РФ.
Основными причинами, по которым вам следует обратиться за помощью в надзорные органы, являются:
В случае нарушения трудового законодательства вы можете подать жалобу на своего работодателя в определенные государственные надзорные органы. Департаменты обязаны принять обращение гражданина, проверить работодателя и принять окончательное решение.
Жалобу может подать любой гражданин, заметивший нарушения закона. Например, жалобы часто связаны с необоснованным увольнением или отказом в приеме на работу.
Подать апелляцию в один из надзорных органов можно только при наличии уважительных причин. Например, фото- или видеоматериал. В некоторых ситуациях для рассмотрения апелляции гражданина будет достаточно показаний свидетеля. Как подать жалобу?
Для того чтобы апелляция была принята одним из диспетчерских пунктов, необходимо:
- Определите, где подана жалоба. Соискатель может обратиться к работодателю с жалобами в местную инспекцию труда, прокуратуру или подать жалобу в суд.
- Составьте подробное заявление (жалобу) с указанием всех фактов нарушений со стороны работодателя и сравните их с правовыми нормами Российской Федерации.
- Подготовить доказательства нарушений руководителем трудового законодательства к исполнению.
После подготовки жалобы и необходимой документации пакет документов необходимо отправить в один из надзорных органов одним из доступных способов.
Вы можете написать обращение напрямую в орган госконтроля или отправить заявку по почте. Если вы решили отправить документы заказным письмом, выберите отправление с уведомлением о возврате. Как только документы будут доставлены получателю, вы сможете получить декларацию о доставке.
Некоторые отделы разрешают подавать заявки через онлайн-сервисы. Например, вы можете обратиться в инспекцию труда работодателя на сайте агентства. Вы также можете прикрепить к письму документы, фотографии или другие доказательства нарушения закона работодателем.
Самая серьезная и ответственная жалоба — это обращение в суд. Важно не только правильно составить претензионную декларацию, но и приложить все документы. К заявлению должны быть приложены копии паспорта заявителя, а также квитанция об уплате государственной пошлины.
Как написать заявление: образец и правила составления
В случае нарушения трудового законодательства каждый гражданин вправе подать жалобу на работодателя в один из контролирующих органов. Чтобы обращение было принято, его необходимо правильно оформить.
Образец доступен для скачивания здесь
В документе нет определенного единого образца, однако есть несколько условий, которые необходимо выполнить. Как написать декларацию? Примерный план составления апелляции выглядит так:
- Составляется заголовок документа, который включает информацию о получателе претензии и ее отправителе. Необходимо указать полные реквизиты государственного органа, а также личные данные заявителя: ФИО, адрес и номер телефона.
- Основной текст заявления должен содержать информацию о работодателе, его нарушениях и ссылки на правовые акты, которые были нарушены. Также необходимо указать требования соискателя и ссылки на возможные вопросы (пруф).
- Документ завершается личной подписью заявителя и датой написания заявления. Если жалоба коллективная, все члены коллектива должны подписаться.
Чтобы жалоба была учтена быстро и не отклонена, необходимо максимально подробно описать все нарушения со стороны руководителя предприятия. Лучше всего составить заявление с адвокатом, который поможет определить, какие законы были нарушены.
Куда подать жалобу (выбираем инстанцию)
Выше вы узнали, как написать жалобу работодателя, образец документа и некоторые особенности подачи апелляции. Но это еще не все. Теперь вам нужно решить, в какое государственное ведомство будет направлена ваша жалоба.
Вы решили подать жалобу в инспекцию труда? Рекомендуем прочитать эту статью.
Жалоба гражданина по поводу нарушения его прав и интересов может быть подана в несколько инстанций. Чаще всего все крупные конфликты на почве трудовых отношений разрешаются инспекцией труда. Однако жалобу на работодателя можно подать и в другие ведомства. Который:
- Государственная инспекция труда рассматривает все крупные дела, связанные с нарушением работодателем трудового законодательства. Департамент следит за соблюдением прав работников и условий их труда. Инспекция труда имеет право наказать руководителя, если его нарушения связаны с правами работников.
- Прокуратура — это вышестоящая организация, которая рассматривает дела, связанные с более серьезными нарушениями прав трудящихся. Апелляцию может подать и инспекция труда. Как правило, жалобы в прокуратуру касаются невыполнения работодателем финансовых обязательств или серьезного нарушения прав работника.
- Суд — это высшая и последняя мера, которая может наказать нерадивого лидера. Подать жалобу могут как сами сотрудники компании, так и другие государственные ведомства. Обычно суд рассматривает конфликты, связанные с нарушением работодателем прав отдельных работников.
Помимо этих случаев, вы можете обратиться в местный налоговый орган. Нередко жалобы налоговых органов связаны с нежеланием работодателя выплачивать официальную заработную плату либо путем сокрытия от него уплаты налогов, либо путем преднамеренного уменьшения налоговой базы.
Развернутый материал по составлению и подаче иска в налоговую к работодателю содержится в отдельном материале.
Согласно Федеральному закону 59, любое государственное учреждение обязано ответить заявителю в течение определенного периода. Жалоба на работодателя подлежит рассмотрению в течение семи дней со дня ее подачи. В этот период инспекция труда или прокуратура принимает решение о рассмотрении жалобы или об отказе в ее принятии.
Заявление, поданное в суд, необходимо принять в течение 5 дней. Если акт составлен неправильно или нет оснований для его рассмотрения, судебный орган возвращает заявление заявителю.
Также законом предусмотрены сроки проверки деятельности работодателя по запросу гражданина. Жалоба на работодателя, пример которой в нашей статье, должна быть рассмотрена за 30 дней. Срок для судебного разбирательства не ограничен, так как решение зависит от самого нарушения и порядка судебного разбирательства.
Можно ли отклонить жалобу? Инспекция труда, суд или прокуратура могут принять решение об отказе в рассмотрении заявления по следующим причинам:
Если вы столкнулись с нарушениями в сфере работы, не стоит откладывать обращение в компетентные органы.
Прежде чем подавать жалобу в прокуратуру на вашего работодателя, настоятельно рекомендуем вам прочитать эту статью.
После проверки прокуратурой или инспекцией труда заявитель должен получить уведомление государственного органа о результатах рассмотрения его апелляции. Документ должен содержать описание выявленных нарушений или подтверждение жалобы соискателя, а также меры, принятые в отношении работодателя.
Что делать после того, как пожаловались?
Итак, теперь вы узнали, как и куда писать жалобу работодателя. Помните, что в приложении необходимо подробно описать все нарушения и приложить все возможные доказательства. А что делать после подачи заявки?
После получения обращения государственный орган должен принять решение о проведении проверки предприятия, на которое поступила жалоба. Для этого прокуратура или инспекция труда обязаны инициировать проверку, которая включает:
- Изучение всей документации компании, касающейся сотрудников.
- Проверка фактов выплаты или невыплаты заработной платы, налогов и других отчислений.
- Изучение условий труда, норм рабочего времени, графика отпусков.
- Проверка факта приема на работу каждого сотрудника.
Изучив факты, изложенные в жалобе, а также документацию предприятия, орган государственного надзора должен принять решение о санкции для работодателя. Что грозит руководителю за нарушение трудовых прав?
Представители налоговой или трудовой инспекции, прокуратуры вправе принять следующие меры в отношении недобросовестного начальника:
За мелкие нарушения трудового законодательства часто штрафуют работодателя. Размер штрафов может быть разным, в среднем от 10 до 300 тысяч рублей. В случае более серьезных нарушений дело может быть передано в суд и возбуждено уголовное дело против начальника.
При обнаружении серьезных нарушений Трудового, Уголовного или Гражданского кодекса работодатель может быть приговорен к прекращению деятельности на время рассмотрения жалобы.
Если трудовой спор рассматривается в суде, получение положительного решения может быть отложено. Как правило, суды рассматривают дела о систематических или серьезных нарушениях трудового законодательства. По результатам рассмотрения дела суд может принять решение о наложении штрафа или уголовного наказания для работодателя.
Полезное видео
Заключение
Несколько государственных органов одновременно контролируют трудовую деятельность на территории Российской Федерации и отношения между работодателем и его подчиненными. Работник, права или интересы которого были нарушены, имеет право подать жалобу в налоговую или трудовую инспекцию, а также обратиться в прокуратуру и суд.
Жалоба может быть написана от имени одного человека или всей команды. В заявлении необходимо подробно указать все нарушения работодателя, а также приложить их доказательства. После получения апелляции у государственного органа есть 30 дней для проверки и восстановления прав заявителя.