Несмотря на то, что Конституция РФ гарантирует полную свободу передвижения, регистрация по месту пребывания для граждан РФ в подавляющем большинстве случаев является обязательной. Как и где его выпустить?
- Для чего нужна временная прописка?
- Особенности прописки
- Чем место пребывания отличается от места жительства?
- Необходимые документы
- Процедура регистрации
- Куда нести документы?
- Способ 1. При личном посещении учреждения
- Способ 2. Через Госуслуги
- Способ 3. По почте
- Когда могут отказать в постановке на регистрационный учет?
- На какой период оформляется прописка по месту пребывания?
- Чем чревато отсутствие временной регистрации?
Для чего нужна временная прописка?
Многих интересует, что предлагает регистрация по месту пребывания и почему необходимо ее освободить.
Временная регистрация дает вам право:
Помимо прочего, временная регистрация помогает избежать проблем с правоохранительными органами и помогает снизить размер платежей за коммунальные услуги по вашему постоянному адресу проживания.
Особенности прописки
Эта процедура регулируется ст. 2 закона п. 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места жительства и проживания внутри страны» от 25 июня 1993 г.
Согласно этому законодательному акту разработаны основные правила регистрации по месту пребывания. Рассмотрим их подробнее:
- Правило 1. Регистрация должна быть произведена не позднее, чем через 3 месяца с момента заселения в жилище.
- Правило 2. Срок регистрации оговаривается заранее и устанавливается на основании соглашения между заявителем и владельцем недвижимости.
- Правило 3. Для получения временной регистрации вовсе не обязательно покидать место основного проживания (это особенно важно для тех, кто работает вахтовым методом, уезжает в длительную командировку или на санаторно-курортное лечение).
- Правило 4. Регистрация по месту проживания в жилом доме возможна только с согласия следующих лиц:
- Собственник жилого помещения и все проживающие с ним взрослые граждане;
- Юридическое лицо, владеющее недвижимостью;
- Владельцы помещений;
- Совет жилищного кооператива (только если член кооператива не владеет помещением).
- Правило 5. Регистрация несовершеннолетних по месту жительства их родителей не требует чьего-либо согласия.
Должен ли я регистрироваться по месту пребывания, если прописан в другом городе? Если этот город находится в том же регионе, что и место постоянной регистрации, смело можно обойтись без него. Это означает, что человек может быть зарегистрирован в Москве и проживать в Московской области.
Чем место пребывания отличается от места жительства?
Многие не до конца понимают, в чем разница между постановкой на учет по месту пребывания и по месту жительства. Поясним эту проблему.
Место пребывания | Резиденция |
Что входит в это понятие? | |
Территория, на которую гражданин временно прибыл на длительный срок (лечебно-профилактические учреждения, базы отдыха, пансионаты, поселения вне постоянного места жительства, временное арендное жилье, не являющееся местом проживания, дома престарелых, гостиницы, кемпинги, учреждения пенитенциарная система, социальные учреждения и т д и т д). | Жилье, в котором человек проживает постоянно (частный дом, отдельная комната, своя квартира, жилая площадь, предоставляемая на основании социальной аренды и т.д.). |
Тип регистрации | |
Временный | Постоянный |
Обязательство | |
Регистрация по месту пребывания требуется только в том случае, если гражданин планирует находиться на определенной территории более 90 дней. | регистрация по адресу проживания обязательна. |
Где это зарегистрировано? | |
Свидетельство, подтверждающее наличие регистрации. | Внутренний паспорт страны. |
обязательно ли переоформлять временную регистрацию по окончании срока ее действия? Действительно, этой процедуры можно избежать.
Для этого следует использовать небольшую хитрость: покинуть временную жилую площадь на 89 дней, а затем снова переехать. В этом случае трехмесячный период будет засчитан заново, и вам не придется регистрироваться повторно.
Эту процедуру можно повторять неограниченное количество раз. В связи с тем, что российское законодательство не обязывает гражданина хранить и предъявлять билеты, по которым он выезжал по месту жительства, контролировать его передвижения практически невозможно.
Необходимые документы
Если вы не знаете, какие документы необходимы для получения временной регистрации, воспользуйтесь этим списком:
Список документов может меняться в зависимости от места жительства заявителя.
Процедура регистрации
Как оформить временную регистрацию по месту пребывания? Эта процедура проходит в несколько этапов. Рассмотрим каждую из них:
- Шаг 1. Выбор подходящего жилья.
- Фаза 2. Заключение трудового договора. Этот документ должен быть составлен в соответствии со всеми требованиями законодательства РФ и содержать информацию о том, что работодатель имеет право на получение разрешения на временное проживание по данному адресу.
- Шаг 3. Получите письменное согласие (коллективное или личное) от всех собственников жилого помещения. Помимо прочего, в этом документе должен быть указан срок действия временной регистрации.
- Шаг 4. Подготовка документов.
- Шаг 5. Передача всех документов собственнику жилой площади (желательно под роспись с указанием даты приема).
- Шаг 6. Получить справку о постановке на учет по месту пребывания (форма 3). Не забудьте проверить, есть ли в нем информация о времени, на которое предоставляется регистрация.
- Шаг 7. Обратиться в Единый информационно-расчетный центр (ЕИРЦ) с запросом на пересчет счетов с учетом всех зарегистрированных арендаторов.
Регистрация и отмена абсолютно бесплатны и не требуют государственной пошлины.
Куда нести документы?
Многие пользователи, заинтересованные в регистрации по месту жительства, не совсем понимают, в какую организацию следует обращаться для регистрации.
Согласно действующему на территории Российской Федерации в 2021 году законодательству, каждый гражданин страны имеет право зарегистрироваться по месту пребывания в любом субъекте России.
В этом случае саму регистрацию проводят органы, расположенные по месту регистрации заявителя. Это включает:
Последние два учреждения занимаются только сбором необходимых документов, а сама регистрация оформляется в Главном управлении МВД (ранее ФМС).
Документы могут быть предоставлены несколькими способами:
Способ 1. При личном посещении учреждения
При подаче документов, не имеющих нотариального подтверждения, должен присутствовать не только сам заявитель, но и собственник (и) дома.
В этом случае он (они) должен иметь паспорт и документ, подтверждающий право собственности.
Способ 2. Через Госуслуги
Эта опция доступна только для зарегистрированных пользователей:
- Зайдите на официальный сайт Госуслуг.
- Следуйте процедуре авторизации, введя свое имя пользователя и пароль.
- Зайдите в раздел «Услуги».
- Выберите необходимый тип услуги — «Регистрация по месту пребывания».
- Щелкните строку «Подать заявку в электронном виде».
- Введите всю необходимую информацию и нажмите «Отправить».
- Проверьте свой почтовый ящик: в письме, которое придет через несколько дней после подачи заявления, будет указано, когда именно вам следует явиться в паспортный стол.
Тем, кто впервые пользуется порталом госуслуг, необходимо получить заказное письмо с кодом активации (приходит по почте).
Способ 3. По почте
Если вы решите воспользоваться почтовым отделением, не забудьте прикрепить лист с адресом прибытия. Если регистрация производится на срок более 9 месяцев, потребуется еще одна карточка: ведомость статистики прибытия.
Каждый полученный документ тщательно проверяется территориальным офисом OWM. В случае положительного решения его сотрудники связываются с заявителем и предлагают ему получить справку о временной регистрации в территориальном отделении.
Как правило, это делается в течение 3-6 дней с момента подачи заявки (в зависимости от органа, в который подана заявка).
Если лицо, подающее заявление на временную регистрацию, предоставляет информацию только на основании документа, но не предъявляет оригинал, этот срок может быть увеличен до 8 дней.
Для получения справки о постановке на учет по месту пребывания необходимо иметь при себе внутренний паспорт страны. Процедура занимает не более 1 часа.
В случае утери регистрационного удостоверения необходимо обратиться в паспортный стол для получения дубликата. За это нет штрафов и штрафов.
Когда могут отказать в постановке на регистрационный учет?
Есть несколько причин, по которым сотрудники органа OVM могут принять отрицательное решение. Это включает:
решение сотрудников ОВМ можно обжаловать в суде или прокуратуре. Однако для этого необходимо получить письменный отказ с печатью и подписью начальника территориального управления ГУФМ.
На какой период оформляется прописка по месту пребывания?
Срок временной регистрации по месту пребывания может быть любым. Главное, чтобы он согласовывался с собственником жилья и совпадал со сроком, указанным в социальной аренде.
Если заявитель является временным арендатором (т.е проживает в данном жилом помещении без аренды), регистрацию можно оформить не более чем на 6 месяцев.
Регистрация по месту пребывания заканчивается автоматически в то же время, что и период, указанный в заявке. Если гражданин намерен завершить регистрацию раньше, чем предполагалось, он обязан обратиться в местное управление УВМ с просьбой исключить его из реестра.
Чем чревато отсутствие временной регистрации?
Отсутствие разрешения на временное проживание является административным правонарушением, наказывающим как арендатора, так и собственника жилья (ст. 19.15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При этом штраф за проживание без регистрации по месту пребывания варьируется от 2 до 4 тысяч рублей за первое и от 3 до 5 тысяч рублей. — для второго.
В населенных пунктах федерального значения (например, в Москве или Санкт-Петербурге) эта сумма увеличивается до 5-7 тысяч рублей.
Зная, что такое регистрация по месту пребывания и понимая все нюансы ее оформления, вы сможете избежать проблем с законом и получить все привилегии, на которые вы имеете право.